«Золото гуннов», «золото гуннов»… Драгметалл в сочетании с древним загадочным племенем сделал свое дело: в 2011 году о сенсационной находке курских археологов сообщили, кажется, все СМИ. Они же — СМИ — дали броское название найденным сокровищам, толком не разобравшись ни с золотом, ни с гуннами, ни с археологами. Главные герои этой истории — не золото и не гунны. Да и «археологи» поначалу были «черными»…
Дело на миллион долларов
1980-е годы. Курская область, Фатежский район, село Волниковка. Ничем не примечательный склон оврага, по дну которого протекает ручей, впадающий в речку Усожу. Рабочие прокладывают траншею для трубопровода. У строителей одна забота — план побыстрее выполнить, а у местных детей одно развлечение — поглазеть. Экскаватор задевает ковшом что-то непонятное. В земле виднеются «какие-то железки и кости», помятый желтый металл… Ни строители, ни детвора о странной находке предпочли не сообщать, и до поры до времени все о ней забыли. Кроме одного человека.
2010 год. Один из местных мальчишек вырос, обзавелся навыками «черного копателя» и вернулся на место той стройки. По старой памяти и с металлоискателем. Металл в земле нашелся почти сразу: медные пятаки, штыки, какие-то предметы «с камушками»… Кладоискателя, конечно, интересовал определенный набор вещей, которые можно быстро и выгодно продать. Так что кости, осколки стекла и фрагменты железных изделий он просто выбросил.
– Черные археологи?.. — Александр Зорин, главный хранитель Курского музея археологии, усмехается. — Так можно назвать коллег из Африки, и то невежливо прозвучит. А эти «товарищи» — копатели, гробокопатели, копачи… Какие же они коллеги?! Все равно что называть педофилов «черными» учителями…
Искатели кладов давно усложняют задачу археологам настоящим. Они редко находят что-то по-настоящему интересное, но порой к ним в руки попадают вещи, значимость которых копачи оценить просто не в состоянии. Так было и в этом случае.
Для придания находкам «товарного вида» доморощенный копатель использовал антикоррозийную автомобильную жидкость. Потом нашел покупателя, готового выложить за «товар» 50 тысяч рублей.
- Думаете, копачи не понимают ценности этих вещей? — спрашивает Александр Зорин. И сам отвечает: — Еще как понимают! Только по-своему. Видят — камушки блестят. Значит, это товар, который можно продать. Но человек, который купил сокровища, понимал истинную ценность предметов гораздо лучше. И когда стал их продавать, запросил много больше…
Второй «владелец» нашел покупателей, готовых расстаться совсем с другой суммой: от 3 до 5 миллионов рублей. Собирался продать клад через Брянск на Украину, но об этом узнал археолог, вращающийся, так сказать, в обоих кругах — и «черных», и научных. Он-то и сообщил о необычных сокровищах и готовящейся сделке железногорским коллегам, те — курским. Сотрудники Курского музея археологии подняли на ноги ФСБ и МВД. Правоохранительные органы даже не сразу сообразили, по какой статье возбуждать уголовное дело. Однако было известно, что сокровища вот-вот отправятся за границу, времени для сомнений не оставалось. Все решилось за одну ночь.
Личности «копателя» и перекупщика были известны, их задержали, уникальные находки изъяли.
2011 год. Изъятые сокровища торжественно передали в Курский музей археологии. На копателя и перекупщика завели уголовное дело. На место, где «трудился» копатель, отправились настоящие археологи: сотрудники Курского музея археологии и Среднесейминская экспедиция Института археологии РАН под руководством Олега Радюша. Они обнаружили то, что не заинтересовало их предшественников: «какие-то железки и кости». Среди них — кости лошади и сильно истлевшие фрагменты трубчатых костей человека.
Стало очевидно, что речь идет о захоронении. Только погребальную камеру обнаружить не удалось: ее полностью разрушили в ходе строительных работ 1980-х и недавних грабительских раскопок.
В захоронении находились останки воина и его боевого коня в богатой сбруе. Датировка затруднений не вызвала: времена гуннов, эпоха Великого переселения народов, V век нашей эры. Всего было найдено более 300 предметов, что делает волниковскую находку абсолютно уникальной: по количеству вещей, комплектности, древности и даже сохранности ей нет равных в России.
- Сколько они стоят на самом деле — сказать трудно. Ориентируясь на цены черного рынка, стоимость колеблется от 20 тысяч до 1 миллиона долларов. Будут проводиться анализы, определяться химический состав: где золото, где позолота, где сплав… — говорил Александр Зорин летом 2011 года.
За уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (в том числе археологических объектов) полагается наказание вплоть до лишения свободы до двух лет. За попытку продать найденные ценности в обход государства незадачливый кладоискатель провел 150 часов на общественных работах, брянский перекупщик (и, как позже выяснилось, «реставратор») получил 2 года — вместо половины стоимости находки, которая полагается за передачу ценностей государству.
Курский Портос
Конец июня 2011 года. Курск. Главный хранитель музея археологии Александр Зорин показывает нам изящные и на вид совершенно золотые украшения, разложенные на обычном столе.
- Мы обнаружили единичное погребение, в котором был захоронен человек вместе со своим конем с седлом и сбруей. К нам попали два меча в ножнах, обитых золотом, три портупейных набора — два «золотых» и один «серебряный», наборы украшений упряжи и ременные наборы. Пряжки украшены вставками из гранатов и цветного стекла, а золотые щитки трех ременных пряжек — мозаикой из гранатов и зеленого стекла в стиле клуазоне, по-русски — перегородчатая эмаль. Многие предметы сделаны из серебра или латуни с позолотой, полностью золотых изделий немного. Одна из питерских исследовательниц поначалу даже назвала погребенного в Волниковке человека «Портосом» — из-за того, что золотом покрыта только лицевая сторона изделий. Сзади — серебро и патинированная бронза. Видимо, у этого человека претензии превосходили возможности, а статус, в котором он себя видел, был выше имеющегося в реальности…
Но позже фамильярное прозвище «Портос» пришлось изъять из обращения: в результате полномасштабных исследований и реставрации выяснилось, что все изделия выполнены на высочайшем уровне искусными ювелирами, владевшими разнообразными техниками — перегородчатой эмали, скани, зерни… Вещи выполнены на заказ и представляют собой не просто парадный, но и весьма дорогой набор снаряжения, отражающий престижную моду, распространенную среди воинской элиты варварского общества.
Но какого именно общества? И кем же был этот человек?
- Вещи — это только отражение моды, которая была распространена от Атлантики до Урала, ведь это была эпоха Великого переселения народов, — говорит Олег Радюш, руководитель Среднесейминской экспедиции Института археологии РАН. — Найденные в Волниковке предметы характерны для Северного Причерноморья, очевидно, что это европейские древности гуннского времени, первая половина V века. Но вещи — это только вещи, а личность их обладателя — совсем другое дело. Вероятно, им был один из многочисленных военных вождей, а вот его национальность наверняка не определишь: костей не сохранилось. Утверждать, что этот человек, к примеру, обладал монголоидными признаками гунна, мы не можем.
По небольшим обломкам костей черепа определить расовую принадлежность воина не удалось. Однако пресса уже запестрела сообщениями о золоте гуннов — ведь «золото эпохи гуннов» звучит менее броско.
Предметы, стилистически близкие к найденным в фатежском захоронении, в разное время попадались в разных местах на огромной территории: Казахстан, Самарская область, Кабардино-Балкария, Крым, Польша, Австрия, Франция, Шотландия… Наглядная иллюстрация воистину Великого переселения народов, толчком к которому стало вторжение гуннов в Европу в 375 году. Гунны — мощный союз племен Великой Евразийской степи, Приволжья и Приуралья — подмяли под себя пол-Европы, а самый знаменитый из гуннских вождей, великий и ужасный Аттила (правил с 434 по 453 год), объединил под своей властью варварские племена от Рейна до Северного Причерноморья. Генетическая память европейцев о «варварской угрозе с востока» явно родилась в те далекие времена.
- Мы не можем утверждать, что это чистокровный гунн. Но предметы, найденные при нем, характерны именно для гуннских могильников. Например, мечи с такими окладами рукояти, навершиями… — Александр Зорин объясняет исторический контекст погребения. — Велика вероятность, что этот человек или был гунном, или был тесно связан с ними. Интересно и то, что его погребение расположено в достаточно пустынном месте, на несколько десятков километров от него нет поселений. Это опять же типично для той эпохи, в том числе для племен гуннов. Их захоронения расположены в уединенных местах, часто — на береговом склоне. Это характерно для эпохи Великого переселения народов: хоронили в малолюдных местах, чтобы избежать осквернения могилы. Вместе с вождем закапывали сокровища — и уходили.
В июне 2011 года в Москве были объявлены победители VIII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Одним из победителей стал курский проект «Золото гуннов». Деньги, полученные от фонда Потанина, позволили быстро начать широкомасштабный проект по изучению и реставрации сокровищ с привлечением высококлассных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы и Курска.
Дело в том, что все предыдущие находки подобного рода так или иначе оказывались в столичных музеях. Там же, в столицах, — современное исследовательское оборудование. Но фатежские сокровища — беспрецедентный случай — было решено оставить в Курске. А значит, нужно не только подготовить выставочные площади в Курском музее археологии (сигнализация, витрины, ремонт помещений в здании XVIII века), но и провести дорогостоящую реставрацию, анализы, фотосъемку предметов. А главное — собрать команду специалистов, без которой, по словам Александра Зорина, «за дело можно было бы и не браться».
Археологам и реставраторам, как известно, только дай волю — и они не остановятся, пока не докопаются до наиболее вероятной исторической истины.
Политический момент
В ноябре 2011 года анализ волниковской находки провели специалисты петербургского Института истории материальной культуры и Государственного Эрмитажа. Подтвердились предположения о материалах, использованных древними ювелирами: золото, серебро, медный сплав, позолота, вставки из неограненных и пиленых камней красного цвета и цветного стекла.
Тогда же выяснилась одна «забавная» деталь: один из красных камней, оправленных в желтый металл, привлекал к себе внимание ярким цветом и особой прозрачностью. Выдвигались предположения, что это гранат или даже рубин. Удивлению (и возмущению) специалистов не было предела, когда обнаружилось, что кабошон изготовлен из отнюдь не древней пластмассы, а желтый металл оправы — современный припой! Брянский коллекционер-перекупщик, у которого была изъята эта часть коллекции, перед перепродажей решил увеличить число предметов и тем самым повысить стоимость. Такое вот современное варварство…
Не менее сильные чувства вызвала реконструкция меча, законченная в феврале 2012 года. Отчет реставратора звучит как заключение патологоанатома: «сюда пришелся удар лопаты кладоискателя, эта накладка согнута кладоискателем, тут кладоискатель рвал зажатую грунтом фольгу… Некоторые детали оказались навсегда утрачены».
Меч в золотых ножнах из Волниковского захоронения. Источник: museum.fondpotanin.ru. Strana.Ru
Меч в золотых ножнах из Волниковского захоронения. Источник: museum.fondpotanin.ru
С ностальгией вспоминают сотрудники Курского музея археологии Конституцию 1925 года, где было четко прописано наказание в случае уничтожения памятника археологии. Тогда руководители предприятий и организаций были кровно заинтересованы в том, чтоб на их территориях «не копалось никаких ямок». Ведь после революции проблема с охотниками за кладами стояла так же остро. Жесткими мерами ее удалось разрешить. А что можно сделать сегодня?
- Черных копателей невозможно изловить, если не ловить, — говорит Александр Зорин. — Но формально кладоискательство у нас не запрещено, а археологические памятники часто не имеют визуального обозначения… Хотя незнание закона не освобождает от ответственности. Мало кто захотел бы связываться, к примеру, со славянскими кольчугами, а на «золото гуннов» всегда нашлись бы желающие. В прошлом году на Украине кладоискателями был найден комплекс с такого рода вещами. Об этом мы узнали из интернета: увидели пару фотографий, и все. Была находка — и пропала. Даже если всем известно, что человек занимается кладоискательством, у того сразу найдется миллион отговорок вроде «я ничего не искал, нашел в огороде»…
Исследования предметов из волниковского захоронения будут продолжаться, но уже сейчас эксперты готовы популярно объяснить, какого сокровища — не только в материальном смысле — Россия едва не лишилась.
Ведь предметы, найденные близ Волниковки, — не первые подобные находки на Курской земле. Памятники эпохи Великого переселения народов, относящиеся к рубежу IV — началу V века нашей эры, были впервые обнаружены в Обоянском уезде в середине XIX века, а в начале XX века у села Большой Каменец (Большесолдатский район) на реке Судже были найдены еще два богатых клада. Чем же уникальна волниковская находка?
- В России в таких масштабах и на такой широте ничего подобного не находили, — говорит Олег Радюш. — Предыдущей находкой был так называемый Обоянский клад, ныне хранящийся в московском Историческом музее. Но его нашли еще в 1849 году. Старосуджанские клады были обнаружены на 100 км южнее Волниковки.
- Первый из суджанских кладов был найден в 1918 году. Тогда многие вещи были распроданы находчиками втихаря, государству было не до этого. Всё уцелевшее было собрано в 1928 году, после обнаружения второго клада, и передано в Оружейную палату Кремля, где сейчас и хранится. На сегодняшний день волниковская находка — самая северная. Уже сейчас можно сделать вывод, что население Курской области активно участвовало в процессе переселения народов и тесно контактировало с гуннами. Захоронение, найденное значительно севернее уже известных, меняет представления о политической и культурной жизни края в эту эпоху, — считает Александр Зорин.
Многие исследователи, в том числе Ольга Алексеевна Щеглова, старший научный сотрудник ИИМК РАН, склоняются к тому, что всадник в волниковской могиле — «не заблудший воин Аттилы, а последний из рода Амалов». То есть не гунн, а германец-острогот.
Впрочем, ученые и более ранние находки из Курской области связывали с империей готов, которую населяли германские племена. Исследователям давно известно (по археологическим данным и сведениям из письменных источников), что современные курские земли когда-то входили в состав легендарной готской «державы Германариха».
Почему же об этом раньше не говорили?
- Это чисто политический момент, — считает Олег Радюш. — Особенно после войны трудно было признать, что на этих территориях могли когда-то жить германцы-готы. Конечно, их, как и гуннов, было немного, но они активизировали другие племена и дали толчок к их развитию.
По уверениям готского историка Иордана, король Германарих, «благороднейший из рода Амалов … покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам». Однако он оказался не в состоянии противостоять нашествию гуннов. Гибель старого короля, случившаяся около 375 года, помогла гуннам разбить остроготов и частично захватить их земли. Однако остроготы Германариха, в отличие от западных сородичей-вестготов, остались на своей земле, хотя и «подчиненные власти гуннов». Обломками державы управляло несколько королей из рода Амалов, родственников Германариха. В границах их владений и обнаружены курские сокровища.
Ольга Щеглова подчеркивает связь волниковского захоронения с боспорским воинским погребением. «Пока гунны орудуют на Западе, существует некая ось Боспор — Днепровское Левобережье, которая держится на том, что Боспор гунны не разоряли, знать там была германская, а историческое Посейменье (земли вдоль реки Сейм в Курской области) — это район отступления части германцев после разгрома державы Германариха», — сообщила Ольга Алексеевна в своем недавнем докладе в мае 2012 года.
Возвращенные сокровища
16 мая 2012 года в Курском областном музее археологии открылась долгожданная выставка «Золото гуннов. Возвращенные сокровища». Не совсем золото, не совсем гунны, но броское название прижилось. Как бы то ни было, судьба волниковских сокровищ оказалась более счастливой, чем та, которую готовили им черные археологи.
Курский музей с особой гордостью подчеркивает, что вещи подобного уровня не представлены в таком количестве ни в одном из музеев России, включая столичные. Теперь, если возвращенные сокровища и покинут Курск, то лишь на время, в рамках выездных выставок.
Главные герои этой истории — археологи, реставраторы, историки, музейщики, сумевшие спасти и вернуть к жизни удивительную находку. Впрочем, не забыты и «заслуги копателей»: выставка не только знакомит с уникальной коллекцией в историческом контексте, но и наглядно демонстрирует урон, который наносит кладоискательство культурному наследию…
Обсуждение закрыто.